Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан возглавил Литургию под открытым небом на территории бывшего Макарьевского монастыря
15 мая 2017До 1928 года на Гомельщине действовал женский монастырь в честь святителя Макария Киевского. Богоборцы закрыли обитель, передав ее здания местному совхозу. После этого монастырь так и не был возрожден.
Чтобы напомнить верующим о бессмертном подвиге святителя Макария и почтить память насельников утраченной обители, 13 мая 2017 года епископ Гомельский и Жлобинский Стефан возглавил крестный ход из Гомеля к месту, где стоял монастырь, а затем совершил под открытым небом Божественную литургию.
В проповеди владыка отметил:
— Когда-то здесь был великий монастырь, в котором горела ярким огнем свеча христианской веры, в котором текла жизнь и была связь с Богом. Но почти сто лет назад это некогда святое место было отдано под свинарники и сараи. Наша миссия, как истинных верующих, — никогда не забывать о прошлом этого места. Сегодняшняя служба – это первое почти что за сто лет богослужение на данном месте, и оно должно стать началом возвращения к истокам. Сегодня мы отдаем дань памяти не только этому храму, но и святителю Макарию Киевскому, который под пытками не сдался врагу и понес мученическую смерть. Его имя также забывается, а этот грех будет на нашей вине. Это не единственный пример: наше поколение стало забывать местночтимых святых, знают двух-трех, а ведь только в нашей области их порядка шестнадцати! Наша цель — возрождать память и передавать ее будущим поколениям, дабы каждый верующий знал своих героев.
О Макарьевском монастыре
По преданию, около 1760 года у слияния рек Дрогитивля и Хоропуть обосновался старец-старообрядец Иоасаф, бежавший из города Гжатска от царских властей. В 1783 году это место известно под названием раскольничья Асафова пустынь. В 1799 году монастырь именуется Иоасафовским, с 1820-х годов называется Макарьевским. Постановлением Синода в 1844 году монастырь был обращен в единоверие, первым его настоятелем был игумен Гермоген, который скончался в сане архимандрита в 1860 году. Вторым настоятелем стал архимандрит Гедеон (до 1874 года), третьим — иеромонах Иоанн (скончался в 1878 году). По причине малочисленности насельников в 1876 году монастырь закрылся, его имущество было передано соседнему монастырю в Чёнках. К 1914 году на месте монастыря находились только заброшенные здания. 12 марта 1914 года решением Синода была создана женская община в честь святителя Макария Киевского, приписная к Чёнскому монастырю. 7 июля из Чёнского в Макарьевский была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Указом Синода 2 августа 1916 года монастырь был преобразован в самостоятельный женский. Первой игуменией стала монахиня Серафима (Орлова). На территории обители было единственное каменное здание, которое в развалинах сохранилось поныне. В нем был домовый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Монастырь был закрыт в 1928 году, здания и имущество передано совхозу «Хоропуть».
О святителе Макарии
О жизни и деятельности священномученика митрополита Киевского и всея Руси Макария известно крайне мало, но и из того, что дошло до наших дней, можно заключить, что человек этот был в высшей степени достоин славы, которой его увенчала мученическая кончина. Неизвестно, когда он родился, как пришел к служению Богу, когда принял постриг. Первые исторически достоверные сведения о нем относятся к периоду, когда он уже был рукоположен в сан архимандрита Виленского Свято-Троицкого монастыря, главной обители Великого Княжества Литовского. В 1494 году умер митрополит Иона, и собором православных епископов Великого Княжества Литовского архимандрит Макарий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Святительство митрополита Макария выпало на очень опасное и тяжелое время — страна находилась в состоянии непрестанной войны с татарами, которые каждый год вторгались в пределы Великого Княжества Литовского, оставляя после себя лишь выжженную землю. 1 мая 1497 года, совершая водный путь по Припяти, святитель остановился в селе Скриголов (Скрыгалов) возле Мозыря для совершения Божественной литургии. Когда святитель совершал богослужение, на село напали татары. Святитель призвал присутствующих спасаться, а сам остался у алтаря и принял мученическую смерть.