Издательский дом «Беларусь сегодня» запускает проект «Символ веры» — цикл интервью со священниками о том, что волнует каждого думающего и сомневающегося
12 сентября 2023Издательский дом «Беларусь сегодня» запускает проект «Символ веры» — цикл интервью с православными священниками о том, что волнует каждого думающего и сомневающегося.
«Зачем мне Бог и можно ли обойтись без веры? Каждый человек, пусть даже максимально далекий от религии, так или иначе задается этими вопросами. Очевидно, отыскать ответы он должен сам. Но помочь выйти на правильный путь могут те, кому не впервой рассуждать на сложные темы», – отмечают авторы проекта.
Начало цикла положила беседа с директором Минского духовного училища протоиереем Иоанном Задорожиным.
Труд, приводящий к радости
– Духовное училище находится прямо на тусовочной Зыбицкой. Есть здесь определенный символизм, не находите? У многих ощущение, что Православие — синоним страдания: верующие должны отказаться от комфорта, жертвовать собой, чтобы попасть в рай. Или это стереотип?
– Однозначно стереотип. Хотя страдания неизбежны как у верующего, так и у неверующего. Но если ты с Богом, ты не называешь трудности страданиями, ты говоришь: испытания. Как спортсмен во время тяжелых тренировок, которые ведут к заветной золотой медали. Или как человек, который хочет поправить здоровье и соблюдает диету. Это тоже своего рода страдание, ведь он ограничивает себя в любимой еде. Но он знает, что делает это ради здоровья. Так и в жизни: если ты понимаешь, зачем живешь, значит, воспринимаешь любое испытание как урок. И выходишь из него сильнее. Поэтому, резюмируя, я бы сказал: Православие — это труд, приводящий к радости.
– А как же фраза из Евангелия о том, что «проще верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царствие Божие»?
– Богатство и правда является некоторым препятствием к духовной жизни. Почему? Людям есть что терять, они больше привязаны к материальному. Но мы знаем много примеров святых, которые были состоятельными и жили по совести. Преподобный Серафим Вырицкий до принятия монашества был купцом, но помогал нищим, церквям — за это Господь его благословлял и умножал состояние. Кстати, насчет высказывания про игольное ушко есть несколько версий. Кто-то говорит, что так описаны узкие ворота в Иерусалим: человек, подобно верблюду, должен наклониться, разгрузиться от вещей — и только тогда сможет пройти. Если ты богат, но сердце твое с Богом, а не с благами, тогда ты и распоряжаешься всем правильно.
– Мне кажется, стереотип про страдания подпитывают и тогда, когда заставляют ребенка идти в храм. Говорят: стой, не двигайся, молись.
– Это совершенно неправильно! К сожалению, у такого воспитания много жертв. Большой вопрос, вернется ли когда-нибудь этот повзрослевший ребенок в церковь.
Заставлять ни в коем случае нельзя. Если сделать поход в храм наказанием, это чувство останется в сердце на всю жизнь. Большая беда, когда Православие так воспринимают. Кстати, в эту же когорту могу записать людей, которые делают в храме замечания — не так молишься, не так одет...
Не надо вступать с ними в дискуссии: они вас, к сожалению, не услышат. Просто нужно помнить, что у них нет никакого права вас поучать и тем более что-то требовать от имени Церкви. Так бывает, что порой в храме мы сталкиваемся с неадекватным, заведомо несправедливым отношением. Что ж, как заметил однажды преподобный Паисий Святогорец, величайшую несправедливость подъял на себя Христос, который творил только добро – но его распяли на кресте, как преступника. «Те, кто терпит несправедливость, –самые любимые Божии чада», – говорит преподобный Паисий.
Дух Церкви – радость. Радость полноты бытия, осознания того, что не только человеку дано верить в Бога, но и Бог верит в человека. Попытки свести религию к системе запретов и агрессия в отношении тех, кто этой системе не вполне соответствует, — совсем не тот идеал, который раскрывается в Евангелии. Это «внутрицерковное сектантство».
Читать статью далее на сайте Издательского дома «Беларусь сегодня» по ссылке.
Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber,