Протоиерей Сергий Лепин: Давайте вместе бороться за здоровую нацию!

09 апреля 2016

top.jpg8 апреля в Малом зале Дворца культуры города Молодечно в рамках областного семинара «Психические расстройства и насилие: причина или следствие?» прошел районный межведомственный практический семинар «Психические расстройства, насилие, закон». По благословению епископа Молодечненского и Столбцовского Павла с докладом на семинаре выступил председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви, доцент Минской духовной академии, благочинный Раковского округа протоиерей Сергий Лепин.

Также в работе районного семинара приняли участие представители Молодечненского райисполкома, правоохранительных органов, Молодечненской прокуратуры, ГУ «Молодечненский районный центр социального обслуживания населения» и Римско-Католической Церкви.

Протоиерей Сергий Лепин ознакомил собравшихся с церковной позицией по вопросам здоровья и медицины. «Болезнь — зло, а Бог зла не сотворил. Болезнь является результатом разрушительного действия греха — первородного, личного или же сотворенного ближними», — сказал священнослужитель.

«В Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: Я Господь, целитель твой (Исх. 15: 26). Поэтому для верующего человека поиск исцеления предполагает обращение к Богу — чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь и через это устранить либо причину болезни, либо способствующие ей факторы», — подчеркнул священник.

При этом, как отметил отец Сергий, «Писание не запрещает, а даже предписывает обращение к врачу в том числе и потому, что Господь чаще всего исцеления подает опосредованно — через врачей: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его (Сир. 39: 1)». Также священнослужитель привел слова святителя Василия Великого: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, <…> не отступаемся от упования на Бога».

«Христианство отличает духовные, душевные и телесные недуги. Видя между ними устойчивые связи, оно предупреждает об опасности их смешения и отождествления», — сказал протоиерей.

«О здравии души и тела молимся мы за каждым богослужением, а история медицины (соматической и психиатрической) связана с историей Церкви и иногда совсем не косвенно, поскольку монастыри и храмы всегда являлись прибежищем для страждущих. Именно там впервые начали присматривать за душевнобольными, именно там происходило накопление наблюдений за душевными расстройствами и предпринимались первые попытки описаний, систематизации и, разумеется, лечения психических болезней», — рассказал председатель СИНФО БПЦ.

По словам священнослужителя, к определенному моменту монастыри Российской империи попросту превратились в психбольницы. Секуляризация психиатрии произошла во второй половине XVIII века, причем не без поддержки духовных лиц. «Духовные власти ссылались не только на материальные проблемы (власти обещали финансирование, но финансирования не было, либо оно было недостаточным), но и на то, что лечение психически больных — дело врачей, а не духовенства! То есть происходил отсыл на то, что Церковь может только помогать врачам и государству, но не брать на себя всё бремя их ответственности», — сказал протоиерей Сергий Лепин.

Докладчик также уделил внимание разбору понятия духовной болезни. «Вопрос очень многогранный, но если упрощать: в широком смысле это наши страсти, которые не являются диагнозом (например, гордыня, блуд, зависть, жадность), а в узком смысле и одним словом — бесноватость, состояние, в котором человек лишается соей свободной воли в следовании добру», — отметил он.

Со слов отца Сергия, клинически отличить духовные недуги от недуховных не всегда возможно, «в том числе и потому, что иногда они видимо ничем не отличаются, а не только ввиду несовершенств методик или диагностического оборудования. Более того: не только душевные и духовные (депрессия и уныние), и душевные и соматические болезни и состояния (эпилептические припадки, связанные с повреждениями мозга) могут быть связаны до неразделимости, но и даже духовные и соматические: вспомним о Христе, который исцелял людей от немоты (или глухоты), изгоняя из них бесов. Для постановки некоторых “духовных диагнозов” нужен особый дар — “дар различения духов” (1 Кор. 12: 10), духовный дар различения того, что материально никак не отличается».

При этом, подчеркнул священник, крайне важно для каждого вида болезни найти адекватное лечение.

«Клиническая медицина со своими методами не бесполезна даже в случаях с беснованием: она может и должна купировать симптомы сопутствующих душевных и телесных расстройств, предпринимать необходимые меры обезвреживания и изоляции», — заявил протоиерей.

«Все мы согласны с тем, что лечат не болезнь, а человека во всей полноте его природы: на этом основан холистический подход в медицине и пастырском душепопечении. Забота о здоровье человека должна быть комплексной и включать в себя старания целого ряда специалистов — не только врачей разного профиля, но и духовенства», — подчеркнул благочинный Раковского округа.

«На сегодняшний момент между Минздравом и Белорусской Православной Церковью подписан договор о сотрудничестве, в русле которого возможны самые разнообразные формы взаимодействия между медициной и духовенством. Я бы хотел напомнить о наличии не только необходимости сотрудничать, но и реальной правовой базы для практического осуществления такой возможности. Давайте вместе бороться за здоровую нацию!» — резюмировал протоиерей Сергий Лепин.

Church.by