- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- Путь служения
- Мысли сердца
- В послушании преданный
- Фотогалерея
- Для всех быть всем
- История Белорусской Церкви
- Распространение христианства и учреждение первых епархий
- Православная Церковь и великие князья Литовские
- Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию
- Заключение унии. Церковь вне закона
- Восстановление православной иерархии
- Положение Церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность святителя Георгия (Конисского)
- Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.
- Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века
- Под немецкой оккупацией в 1941–1944 годах
- Послевоенное восстановление и новые гонения
- Белорусская Православная Церковь в конце 20 – начале 21 столетий
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Борисовская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Брестская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Витебская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гомельская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гродненская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Лидская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Минская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- Журнал «Ведомости Минской митрополии»
- История
- Могилевская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Молодечненская епархия
- Епархиальное управлениe
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Новогрудская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Пинская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Полоцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Слуцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Туровская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
История Слуцкой епархии
Слуцк известен в истории как центр удельного княжества, поветовый, уездный, а затем районный центр. Однако нужно помнить, что это еще и древний духовный центр и даже оплот Православия на белорусской земле. Многовековая традиция единой веры связывает поколения жителей Слуцка с их православными предками, основателями города на берегу реки Случь.
Известно, что город возник здесь в древнерусский период как один из форпостов летописных дреговичей. Крещение Руси стало важнейшей вехой истории восточных славян, это был цивилизационный выбор, в значительной степени определивший в дальнейшем их культурную и национальную самобытность. Православная вера была уже знакома жителям крупных древнерусских городов благодаря их торговым связям с Византией. Немало способствовала ее распространению иммиграция на Русь южных славян, крещенных почти на столетие раньше. В Повести временных лет говорится, что жители принимали Крещение по доверию к своим старейшинам: «Если бы это не было добро, то не приняли бы того князь и бояре». В ходе Крещения страны на местах, где ранее стояли языческие капища, стали строиться христианские церкви. Характерной чертой древнерусского города стал храм в его укрепленной части — детинце. Археологические раскопки Слуцка открыли существование здесь храма в середине XII в., сложенного из плинфы, строительного материала того времени. Можно с уверенностью предполагать, что деревянный храм на месте детинца (это место до сих пор называют Верхним замком или Большой горкой) предшествовал строению из кирпича и появился здесь уже при самом основании города в XI в. Если верить поздней редакции Киево-Печерского патерика архимандрита Иосифа (Тризны), Слуцк изначально входил в пределы Туровской епархии. Об исповедании его жителями христианской веры в те далекие времена свидетельствуют до сих пор каменные и янтарные крестики в экспозиции Слуцкого краеведческого музея. Есть также известие о существовании Слуцкой Псалтири XI в. Хотя этот древний текст не обнаружен, важно отметить начало в Слуцке письменной традиции, ведь грамотность и письменность на Руси были соединены с христианским просвещением.
Удельные междоусобицы, в связи с которыми встречаются редкие летописные упоминания о Слуцке, конечно, оставляли свой горький след в истории города: ему приходилось выдерживать осады и подниматься после разрушения. Русская Церковь также терпела тогда все невзгоды, характерные для удельного времени. Ее храмы и монастыри разорялись не только враждующими князьями, но и набегами крестоносцев, литовцев, татар. От этого периода истории города не сохранились исторические свидетельства о церковной жизни Слуцка. Возможно, что некоторые храмы, о которых становится известно впоследствии, появились в это темное для истории время. В XIV в. Слуцкое княжество вошло в состав Великого Княжества Литовского и Русского.
В 1393 г. великий князь Витовт передал Слуцкое княжество Владимиру Ольгердовичу вместо княжества Киевского. С этого времени Слуцк становится родовым владением князей Олельковичей (ополяченное произношение имени князя Александра, сына Владимира Ольгердовича). Этот княжеский род отличался приверженностью православной вере.
Традиционно народное благочестие выражается, в первую очередь, в строительстве храмов и монастырей. В 1409 г. в Слуцке появляется соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный по случаю отражения одного из татарских набегов. Можно отнести к этому же времени основание рядом с городом знаменитого впоследствии Свято-Троицкого монастыря. Судя потому, что в монастырском синодике первые настоятели упоминаются в сане иеросхимонахов, он вырос из загородного скита. Возможно, этот скит относился к еще одному древнему монастырю (первоначально мужскому, а с 1611 г. женскому) — Ильинскому, который становится известным также во время Олельковичей. Оба монастыря были расположены вниз по течению реки Случь. В XV—XVI вв. были построены церкви Михайловская, Георгиевская, Симеоновская, Константиновская, Варваринская, поскольку был обычай строить храмы в честь своего небесного покровителя, а эти имена носили некоторые представители княжеского рода Олельковичей.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорится в Евангелии (Мф. 6: 21). Нужно признать, что наши православные предки считали храм великой святыней и духовной сокровищницей. Уже с глубокой древности у знатных людей стало доброй традицией делать вклады на церкви и монастыри, жертвовать земли и завещать вечное поминовение. «Синодик благочестивых князей Богом спасаемого града Слуцка» начинается с имени князя Ольгерда, «во святом Крещении Димитрия», и включает свыше ста имен князей. Среди них обращают на себя внимание князья и княгини, принявшие иноческий постриг, например, инок князь Георгий, схимонахиня княгиня Варвара, инокиня княгиня Анна, схимонах князь Иона и др. Очевидно, они отдали Церкви не просто часть своего имения, но посвятили всю свою жизнь. Как драгоценная память о благочестии Юрия Юрьевича, одного из последних князей рода Олельковичей, отца праведной Софии Слуцкой, в Свято-Троицком монастыре долгое время хранились пожертвованные им серебряный посох и вызолоченная чаша-потир. По примеру своих благочестивых предков князь собственноручно переписал красивым полууставом Евангелие и подарил его монастырю в 1582 г. (здесь хранились 62 богослужебные книги, переписанные Олелькавичами). Это Евангелие находилось в Слуцке до 1920 г., а затем было взято на музейное хранение. В годы Великой Отечественной войны оно исчезло в Могилеве. Евангелие долгое время числилось пропавшим, пока одна женщина не передала древнюю книгу Церкви. В 2003 г. Слуцкое Евангелие было представлено на обозрение в Минском епархиальном управлении. В 2009 г. вышло факсимильное издание этого драгоценного памятника.
Приверженность Православию князей Слуцких снискала им уважение на белорусских и украинских землях Великого княжества Литовского и Русского. Олельковичи состояли в родстве с великими князьями Московскими, с литовскими магнатами Гаштольдами и Радзивиллами, с князьями Острожскими. Некоторые из Олельковичей пытались проводить самостоятельную политику и оторвать белорусско-украинские земли от католической Литвы. Известно, что Олельковичи сохраняли духовную связь с Киевом, особенно почитали Печерскую лавру. Например, в 1470 г. князь Симеон Олелькович делал значительные вклады на восстановление Успенского собора лавры. Вероятно, около этого времени произошел переход слуцких церквей из ведома Туровских епископов под власть Киевских митрополитов.
Со времени Люблинской унии 1569 г. значение Олельковичей начинает уменьшаться. По примеру других знатных панов они берут себе в жены полек-католичек. Труднее становится воспитывать в княжеских детях верность Православию. Юрий Юрьевич, дед святой Софии Слуцкой, в своем завещании прямо заповедал детям хранить православную веру и под этим условием разделил им наследство. Однако из трех его сыновей только один уже упомянутый князь Юрий, переписчик Евангелия, остался православным, его братья перешли в католичество и умерли бездетными. От Юрия произошла праведная ветвь благочестивого корня, последняя из князей Слуцких, святая София, которой суждено было жить в переломную эпоху для Православной Церкви Великого княжества Литовского и Русского.
В 1596 г. большинством епископской иерархии Киевской митрополии была принята церковная уния. Ее признал и митрополит Михаил (Рагоза), бывший архимандритом Свято-Троицкого слуцкого монастыря. Уния означала подчинение русского народа власти Римского епископа. Униатам гарантировалось сохранение привычного восточного богослужения, но вероучение принималось католическое. Это нововведение было отвергнуто пастырями и народом. Уния вводилась иерархами насильно при поддержке королевской власти. Поначалу обычным методом для ее насаждения было назначение старшим священником в той или иной местности униата. Так митрополит Михаил (Рагоза) поступил и в Слуцке. Однако ему пришлось столкнуться с серьезным противодействием. Митрополичью карету горожане проводили камнями. С большим трудом уния водворилась временно в соборной церкви города в 1598 г.
Святая София Слуцкая родилась в 1586 г., рано лишилась отца и матери и перешла в опекунство своего двоюродного дяди Юрия Ходкевича. Он был православным, умер молодым и был похоронен в православном Супрасльском монастыре. В доме Ходкевича святая София получила домашнее образование по польскому образцу. После смерти Юрия Ходкевича в 1595 г. десятилетняя девочка перешла под опеку его брата Иеронима Ходкевича (католика). Новый опекун вместе со своими братьями вступил в конфликт с Кшиштофом Радзивиллом, сын которого Януш был предназначен в мужья Софии согласно договору между двумя семьями. Дело могло дойти до кровопролития. Ходкевичи поставили на вид разность веры: св. Софию в документах называли католичкой, а Януш был кальвинистом. Тем не менее, этот брак состоялся в 1600 г. в православном храме Бреста, после чего св. София вернулась в свое родовое владение —Слуцк. Здесь она решительно стала на сторону православных и выхлопотала у своего мужа грамоту, в которой говорилось, что православных в Слуцком княжестве нельзя против воли обращать в унию. Права православных подтверждали впоследствии и другие Радзивиллы, во владение которых перешел Слуцк после кончины последней из рода Олельковичей. Униатский митрополит Ипатий Потей с горечью отмечал ослабление позиций унии в городе при Януше Радзивилле, объясняя это влиянием его супруги Софии. Она почила в 1612 г. и была похоронена в Свято-Троицком православном монастыре. На гробе благоверной княгини была сделана надпись: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Современники заметили ее скорби в браке с Янушем, искателем богатого наследства. Понятно, что православная вера стала для нее подлинным утешением. По преданию, святая София вышила священническое облачение (фелонь и епитрахиль), которое хранилось затем в Свято-Троицком монастыре, где установилось также местное почитание ее нетленных мощей.
Со времени пребывания в Слуцке святой Софии уния, известная здесь более по названию, чем в действительности, совершенно исчезает. Православные жители Слуцкого и Копыльского княжества остаются в послушании Константинопольских патриархов и Киевских митрополитов Иова (Борецкого), Петра (Могилы) и их преемников. Более того, значение Слуцка как православного центра возрастает. Около 1610 г. здесь возродилось Преображенское братство, основанное еще в 1586 г. При этом приходская Преображенская церковь была преобразована в монастырь. Братство ставило перед собой просветительские цели. При монастыре были библиотека и школа, где детей учили грамоте и началам богословия. В 1677—1679 гг. в Преображенском монастыре подвизался в сане иеромонаха известный проповедник и духовный писатель святитель Димитрий (впоследствии митрополит Ростовский). Свято-Троицкий монастырь во времена унии также становится настоящим оплотом Православия. Братия слуцкой обители выказывали свою поддержку Свято-Духову Виленскому монастырю в борьбе против унии. Не случайно в монастырском синодике появляется имя виленского настоятеля прп. Леонтия (Карповича). Архимандриты Свято-Троицкого монастыря стали заведовать приходами по всей Слутчине. К 1767 г. осталось около пятидесяти церквей. На их попечении были также шесть монастырей Слуцкого повета и еще один в Заблудово (под Белостоком, в нынешней Польше). Из последнего после пожара в 1755 г. в Свято-Троицкий монастырь были перенесены мощи святого младенца Гавриила Белостокского (в настоящее время они находятся в Заблудово). Архимандрит слуцкого Свято-Троицкого монастыря ради особой чести его положения имел право совершать богослужение с некоторыми архиерейскими особенностями (использовать рипиды, благословлять дикирием и трикирием и др.).
XVII—XVIII вв. стали временем обострения конфессиональной борьбы в Речи Посполитой. Католики и униаты пользовались покровительством государства, магнатов и шляхты, а т.н. «диссиденты», т.е. православные и протестанты, терпели различные гонения и притеснения. Слуцк находился с 1612 г. с небольшим перерывом до 1832 г. во власти могущественной фамилии Радзивиллов. Город превратился в мощную крепость, для возведения которой, правда, пожертвовали несколькими православными церквями. В Слуцке в XVII в. было 15 православных храмов и 3 монастыря. Здесь нашли себе в то же время прибежище лютеране и кальвинисты, даже пресвитериане из Шотландии. Кальвинисты имели в Слуцке свое училище. Торговлю и ремесленное производство в городе постепенно прибрали к своим рукам евреи, которые к XIX в. уже составили половину всех его жителей. У католиков был сначала только один фарный (приходской) костел, построенный в 1419 г. Затем в 1671 г. Радзивиллы основали бернардинский монастырь. В 1696 г. в Слуцке появляются иезуиты, которые построили два костела и открыли коллегиум для воспитания юношества. В условиях польской политической анархии, бесполезности законов и своевластия магнатов, роскоши и праздности знати конфессиональные отношения между католиками и «диссидентами» доходили до открытых стычек, оскорблений, насилия. Православным в Слуцке чинились различные препятствия, чтобы они не могли ремонтировать свои церкви, которые были, за некоторыми исключениями, деревянными и гибли во время городских пожаров. Так прекратил свое существование слуцкий Преображенский монастырь. В 1718 г. настоятели всех православных белорусских монастырей, среди которых упомянуты и слуцкие, обратились к императору Петру I с прошением, чтобы он ходатайствовал перед королем и сенатом Речи Посполитой о подтверждении прав православных и о том, чтобы православный народ не обращали в унию. Однако, хотя королевские универсалы (актовые документы) издавались в пользу православных и до и после этого времени, местные католические власти обращали на них мало внимания. Всё это вело государство к внутреннему разрушению. В 1767 г. в Слуцком Свято-Троицком монастыре была образована шляхетская конфедерация с требованием уравнения в правах православных и протестантов с католиками.
В ходе дальнейшей политической борьбы в 1772 г. произошел первый раздел Речи Посполитой между Пруссией и Россией. К последней отошли Витебск, Полоцк и Могилев. Слуцк был отделен границей от своего единственного православного архиерея — архиепископа Белорусского (Могилевского).
Чтобы православные жители Речи Посполитой не оказались без архипастырского окормления, архиепископ Могилевский святитель Георгий (Конисский) предложил образовать в ее пределах новую епархию и возвести слуцкого архимандрита Виктора (Садковского) во епископа. В 1785 г. он был посвящен в киевском Софийском соборе с титулом «епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской митрополии». Местом его пребывания был определен Слуцк. Однако деятельность епископа Виктора по организации церковной жизни в Беларуси и Украине, когда часть насильно обращенных в унию приходов вернулась в Православие, сильно возмутила католиков в сенате. В 1789 г. сейм принял решение арестовать православного епископа по обвинению в подготовке бунта. Преосвященного Виктора доставили сначала в Несвиж, потом в Варшаву. Никаких доказательств его вины обнаружено не было, однако епископа продержали под стражей до 1792 г., когда Речь Посполитая встала перед лицом нового раздела. В результате второго раздела к России отошли центральная Беларусь и часть Волыни и Подолья. Минск и Слуцк оказались в составе Российской империи. В связи с этим в 1793 г. была образована Минская епархия. Преосвященный Виктор был назначен «архиепископом Минским, Изяславским и Брацлавским». До 1795 г. резиденция архиепископа Виктора находилась в Слуцке, а затем была перенесена в Минск. Преосвященный Виктор (Садковский) принял активное участие в первом возвращении униатов в Православие в 1795 — 1796 гг. При нем в Слуцке была в 1785 г. была открыта духовная семинария (в 1840 г. переведена в Минск).
После присоединения к России Слуцк стал уездным городом, пережил наполеоновское нашествие, был выкуплен правительством у последнего владельца — князя Льва Витгенштейна. С переносом епископской кафедры в Минск город стал терять свое церковное значение. Ильинский монастырь был упразднен, сократилось число братии Свято-Троицкого монастыря. В городе действовало духовное училище. Одним из его выпускников был священник Даниил Конопасевич, убитый во время польского восстания 1863 г. в Игуменском уезде. В начале XX в. в Слуцке было семь православных храмов, реформатская кирха, католический костел, две синагоги и более 15 тысяч жителей. В это же время развивалось церковное краеведение. При епархиях открывались церковно-археологические музеи. В публикациях Ф. Серно-Соловьевича, И. Глебова раскрывалось значение Слуцка в истории Православия на белорусской земле. Учреждение в Слуцке в 1912 г. кафедры викария Минской епархии выглядело поэтому вполне закономерным. Первым Слуцким архиереем стал епископ Иоанн (Поммер), возглавивший впоследствии Рижскую епархию. В 1934 г. он был замучен неизвестными, впоследствии канонизирован Русской Церковью.
Испытания Первой мировой войны слились в России с событиями Февральской революции, большевистским переворотом и гражданской войной. Беларусь в 1915—1920 гг. стала театром военных действий. Территорию страны по очереди оккупировали немцы и поляки. В Слуцке то и дело менялись власти. В марте 1917 г. группа вооруженных людей вторглась в Свято-Троицкий монастырь, насельников обители допрашивали, забрали иконы святого младенца Гавриила Белостокского и книги с его жизнеописанием. Вскоре настоятель обители архимандрит Афанасий (Вечерко) был выслан из Слуцка. Поляки в 1919 г. занимались в Слуцке, как и в других оккупированных ими городах, расстрелами евреев. При отступлении поляков из города сгорела от пожара Георгиевская церковь. В это же время епископом Слуцким именовался будущий митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек (Паевский). Он возглавил Минскую епархию в переломную эпоху. Советские власти видели в Церкви своего «классового врага», старались всячески ослабить ее, грабили и уничтожали храмы, ссылали и убивали священников. В условиях гонений прервалась связь с высшим церковным управлением в Москве. Основываясь на указе святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, о предоставлении местным архиереям широких полномочий в таких исключительных случаях, епископ Мелхиседек вместе с собором духовенства объявил в Минске в 1922 г. автономию Белорусской Православной Церкви. Было решено управлять Церковью с помощью трех викарных архиереев, один из которых должен был пребывать в Слуцке. В 1923 г. на Слуцкую кафедру был посвящен настоятель слуцкого Никольского собора — протоиерей Николай Шеметилло из вдовых священников. Он пользовался в городе большим уважением, что в немалой степени препятствовало утверждению здесь обновленческого раскола. Его ближайшими сотрудниками были священники Василий Павлюкевич и Михаил Лукашевич. В это же время совершал в Слуцке свой подвижнический труд иеромонах Иоасаф (†1928), к его молитвенной помощи православные горожане прибегают до сих пор. В обновленчество перешел, однако, Свято-Троицкий монастырь. Его настоятель архимандрит Савватий (Зосимович) в 1926 г. стал также Слуцким епископом (раскольником). Однако местные жители не пошли за обновленцами. Переданные раскольникам советской властью храмы стояли без паствы.
В 1933 г. репрессивная политика государства против Церкви ужесточилась. По сфабрикованному делу епископ Николай (Шеметилло) и члены его церковного управления были арестованы и большей частью расстреляны. Не пощадили власти и лояльных обновленцев. В 1930 г. Свято-Троицкий монастырь закрыли, а после разрушили. Мощи святой Софии Слуцкой и мученика Гавриила Белостокского были отправлены в Минск в музей атеизма. В том же году сгорела отданная под общежитие Воскресенская церковь. В 1934 г. были закрыты Никольский собор и Стефановская церковь. То же случилось с Рождественской, Михайловской и Варваринской церквями. В течение 1933—1937 гг. безбожными властями были закрыты на Слутчине все храмы. Это было самое скорбное время в истории города.
В годы Великой Отечественной войны Слуцк оказался под немецкой оккупацией. Чтобы приобрести себе хоть какое-нибудь сочувствие местных жителей, новая власть дала возможность верующим открыть храмы. Мощи святой Софии Слуцкой были тогда возвращены и покоятся теперь в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. В Слуцке стали действовать Михайловская и Варваринская церкви. После войны эти храмы не были закрыты. Однако в 1953 г. Варваринская церковь сгорела, и Михайловский храм остался единственным на весь город до 1993 г. Это уникальный памятник деревянного строительства XVIII в. С 1956 по 1995 г. настоятелем церкви был памятный старожилам протоиерей Леонтий Кульчицкий.
Возрождение Православия в Слуцке началось в 1990-е гг. Оно связано с именем митрополита Филарета (Вахромеева). В 2006 г. в городе была построена церковь святого Александра Невского. 14 июля 2009 г. Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил освящение храма в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в городе Слуцке. Решением Синода Белорусской Православной Церкви от 28 марта 2013 г. (журнал № 5) Космо-Дамиановский приход был преобразован в женский монастырь в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Построена часовня в честь великомученицы Варвары, образован приход храма иконы Божией Матери «Целительница», размещающийся во временном молитвенном помещении.
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 февраля 1992 года был определен новый титул Предстоятеля Белорусской Церкви митрополита Филарета: «митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси». Слуцк стал, таким образом, вторым кафедральным городом Минской епархии, а Михайловская церковь — кафедральным собором.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси был назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарёв).
На заседании Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) была образована самостоятельная Слуцкая епархия путем ее выделения из состава Минской епархии. Новообразованную Слуцкую епархию включили в состав Минской митрополии Белорусского Экзархата, а правящий архиерей стал именоваться епископом Слуцким и Солигорским. В связи с образованием новых епархий в Минской области Священный Синод также постановил изменить титул управляющего Минской епархией: «митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси».
Решение Священного Синода было принято на основании обращения Синода Белорусского Экзархата от 22 сентября 2014 г. (журнал № 47) с предложением об образовании новых епархий в пределах Минской области. Слуцкая епархия объединяет приходы в пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области Республики Беларусь. На образованную кафедру был определен архимандрит Антоний (Доронин), управляющий делами Минской Экзархии. Епископскую хиротонию архимандрита Антония возглавил 3 января 2015 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2015 году был зарегистрирован приход собора святителя Николая Чудотворца в г. Слуцке. В составе прихода действует храм преподобного Паисия Святогорца. Чин великого освящения храма и первую Божественную литургию в нем совершил 31 марта 2019 года митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении епископа Слуцкого и Солигорского Антония и епископа Боровлянского Игнатия, викария Минской епархии.
Вторым кафедральным городом епархии является Солигорск, в котором действуют: кафедральный собор Рождества Христова (освящен 25 ноября 2017 года собором архиереев во главе с митрополитом Минским и Заславским Павлом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси) и храм блаженной Матроны Московской. Зарегистрированы приходы великомученицы Варвары, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского.
В настоящее время Слуцкая епархия включает в себя территорию Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области. На начало 2020 года в епархии действует 105 приходов, 105 храмов, 1 монастырь. В клир входит 75 священников и 6 диаконов.