- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- Путь служения
- Мысли сердца
- В послушании преданный
- Фотогалерея
- Для всех быть всем
- История Белорусской Церкви
- Распространение христианства и учреждение первых епархий
- Православная Церковь и великие князья Литовские
- Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию
- Заключение унии. Церковь вне закона
- Восстановление православной иерархии
- Положение Церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность святителя Георгия (Конисского)
- Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.
- Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века
- Под немецкой оккупацией в 1941–1944 годах
- Послевоенное восстановление и новые гонения
- Белорусская Православная Церковь в конце 20 – начале 21 столетий
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Борисовская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Брестская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Витебская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гомельская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гродненская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Лидская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Минская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- Журнал «Ведомости Минской митрополии»
- История
- Могилевская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Молодечненская епархия
- Епархиальное управлениe
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Новогрудская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Пинская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Полоцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Слуцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Туровская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
Восстановление православной иерархии
Изменения в конфессиональной ситуации в Речи Посполитой произошли в 30-х гг. XVII века после смерти короля Сигизмунда III и были связаны с убеждением нового короля Владислава IV (1632–1648) в необходимости изменения отношения к Православной Церкви в связи с начавшейся Смоленской войной, когда государству была необходима уверенность в лояльности своих православных подданных, прежде всего Запорожского Войска.
В итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании которых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной Константинополю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд монастырей и храмов.
В пределах Полоцкой епархии для православных была учреждена Мстиславская (Могилёвская) кафедра, местом пребывания Мстиславского епископа был назначен Спасский монастырь в Могилёве. Взамен имений, оставленных за Полоцким униатским епископом, Могилёвский епикоп получал жалованье в 2000 злотых ежегодно. При митр. св. Петре (Могиле; 1633–1646) его наместником на белорусских землях был С. Шитик, старший Виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк.
Таким образом, после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена православная иерархия, в 1635 году митрополит Петр (Могила) объехал православные приходы на территории Беларуси. Часть монастырей и приходских церквей, занятых униатами, были возвращены православным, было возобновлено строительство новых православных храмов и монастырей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 года Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиепископство Полоцкое, епископства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с монастырями, церквами и имуществом, Виленский Троицкий монастырь с братством и Пятницкую церковь, большое число других монастырей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов.
Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, которая достигла особой остроты в Могилёвской епархии., при еп. Сильвестре (Косове; 1634–1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне которого была государственная власть. В 1637 году владыка Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 основал в Могилёве женский монастырь при церкви святителя Николая. Власти запретили епископу Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Беларуси, вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию — бесчинства униатского священоначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть православного епископа. Широкой известностью и авторитетом среди православного населения Беларуси пользовался брестский игумен Афанасий (Филиппович), принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).
Во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого (1648–1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архимандрит Лещинского монастыря Иосиф (Тукальский). Для успокоения восставших король Ян Казимир (1648–1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 года обещал православному населению следующие права: митрополиту— место в сенате, городам с православными школами — освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское епископства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения.
Война Речи Посполитой с Россией (1654–1667) и вступление российских войск на территорию Беларуси привели к восстановлению православного Полоцкого епископства, которое подчинилось Московскому Патриарху, епископом стал бывший настоятель Маркова монастыря в Витебске Каллист.