- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- Путь служения
- Мысли сердца
- В послушании преданный
- Фотогалерея
- Для всех быть всем
- История Белорусской Церкви
- Распространение христианства и учреждение первых епархий
- Православная Церковь и великие князья Литовские
- Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию
- Заключение унии. Церковь вне закона
- Восстановление православной иерархии
- Положение Церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность святителя Георгия (Конисского)
- Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.
- Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века
- Под немецкой оккупацией в 1941–1944 годах
- Послевоенное восстановление и новые гонения
- Белорусская Православная Церковь в конце 20 – начале 21 столетий
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Борисовская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Брестская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Витебская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гомельская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гродненская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Лидская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Минская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- Журнал «Ведомости Минской митрополии»
- История
- Могилевская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Молодечненская епархия
- Епархиальное управлениe
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Новогрудская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Пинская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Полоцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Слуцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Туровская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
Мысли сердца
Цитаты и высказывания митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси
О БОГЕ
Сколько живет в мире человек, который размышляет о Боге, — столько желает он увидеть славу Божию.
Блажен тот, кто способен узреть славу Творца в премудрости сотворенной Им вселенной и в красоте земной природы.
Мудр тот, кто находит славу Господню в истинных знамениях и откровениях, которыми Создатель руководит человека к спасению.
Свят тот, для кого проповедь славы Божией пребывает образом мысли и образом жизни.
Но никто и никогда ни на йоту не приблизится к пониманию того, что есть слава Вседержителя, если не постарается исполнить главные заповеди Ветхого и Нового Заветов: «Возлюби Господа Бога твоего» и «Возлюби ближнего твоего» (ср.: Лев. 19: 18; Втор. 6: 5; Мф. 22: 37-40).
***
Свидетельство веры вызревало в мире людей долгие века и тысячелетия. Но лишь любимый ученик Христов, апостол Иоанн Богослов, сумел лаконично обосновать его: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (I Ин. 4: 16-17).
…Мы поступаем, как Он. Так мог сказать о себе апостол Любви, а нам, сегодняшним, более пристало отвечать о себе на вопрошание Божие словами Многострадального Иова: «Спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень» (Иов 8: 8-9).
***
Встреча каждого из нас друг с другом является уже не просто встречей человека с человеком. Ведь, встречаясь, мы приветствуем друг друга, — а в Церкви в таких случаях говорится: «Христос посреде нас!» — и отвечают: «И есть, и будет!»
А как вы думаете: разве это не встреча с Господом? Мы — образ и подобие Божие — приветствуем друг друга: «Христос посреде нас!» — и это и есть встреча с Ним.
Но мы всегда ждем чего-то чрезвычайного, необычного… Достойны ли мы чего-то необычного, когда мы естественной встрече друг с другом подчас не радуемся?..
***
Доверие — это с человеческой точки зрения столь же нелогичное состояние, как, например, любовь и самопожертвование. Почему мы доверяем тому или иному человеку? Почему и за что мы кого-то любим, почему жертвуем своим ради пользы другого?..
Ответы на эти вопросы не будут полноценными, не будут правдивыми, если в их основе лежит только человеческая логика.
Но они всегда честны и понятны, если основаны на логике Божественной, на том непостижимом человеческому уму предвидении Всевышнего, которое в христианстве называется Промыслом, или Промышлением Бога.
Творец всего объемлет Своей любовью и Своей творческой мыслью каждый миг жизни отдельного человека. И одновременно Он имеет попечение обо всём мире от первых до последних мгновений его бытия. Промышление Божие о человеке — это стремление сохранить человека в Вечности, вместив Вечность в сердце человека.
О ЦЕРКВИ
Христианство — это жизнь в Боге, это исполнение закона, данного Богом. Именно в Церкви человек обретает наибольшую степень свободы, когда-либо открывавшейся перед ним.
***
Церковь как сообщество учеников Христовых призвана являть миру возможность и реальность преображения как человека, так и общества силою благодати Божией, по слову Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).
***
Ответственность Церкви Христовой за творение — это прежде всего воспитание ответственности каждого человека за содержание собственного сердца, ибо из него исходят в мир помыслы, направленные как на его уничтожение, так и на его спасение.
***
С богословской точки зрения, Бог ─ прост, и потому вера также проста по своей природе. И отдельные люди, которых в хорошем смысле называют «простецами в вере», могут пребывать в общении с Богом помимо какого-либо богословия. Однако Церковь не призывает верующих к «опрощению», не предлагает им примитивных верований. В предельном смысле Церковь имеет дело со всеми людьми, с человеческим обществом в целом. Проповедуя всем, она встречается с высшими проявлениями человеческой мысли и культуры и призвана давать ответ о своем уповании на самом высоком интеллектуальном уровне.
***
По слову апостола Павла, Церковь свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её»; Церковь не имеет «пятна или порока» (см.: Еф. 5: 25-27). Но я бы сказал, что великая драма для нас, христиан, заключается в том, что каждый из нас, членов Церкви, поражён грехом, — а мы-то и составляем видимую, человеческую часть Церкви.
Поясню эту мысль глубоко справедливыми словами протоиерея Георгия Флоровского, ректора Свято-Владимирской православной семинарии в Америке († 1979). Объясняя кажущуюся антиномию (Церковь — свята и непорочна, а мы, её члены, — грешны), он говорил, что мы, члены Церкви, одновременно inpatriaetinvia (в отечестве и в пути — лат.), то есть: мы уже в Церкви — и мы ещё на пути к ней. Наша всеобщая греховность есть не «недостаток», а драма каждого из нас и общества в целом.
***
Сейчас не надо увлекаться внешним благолепием и благополучием Церкви. «Бог… не в рукотворенных храмах живет», — провозгласил апостол Павел в Афинах (Деян. 17: 24).
Прекрасны золотые купола! Мы Богу должны давать лучшее. Но большие требования сейчас предъявляются священству: помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности — надо ещё и говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими действительность.
О ЧЕЛОВЕКЕ
Дух, душа и тело — вот человек.
Дух, который от Бога, животворит в человеческой природе образ и подобие Творца и тем отличает человека от любого другого живого существа.
Бессмертная душа — как чувственная, интуитивная составная часть человеческой природы — обитает в крови и сосредотачивается в сердце. Поэтому сердце способно плакать и смеяться, мудрствовать и глохнуть, разрываться от горя и переполняться любовью, ненавидеть и миловать...
Тело — как физическая основа всего состава — тянет человека к земле, оно испытывает страсти и искушения, требует развития материальных условий и никогда не довольствуется тем, чем обладает.
Вот почему разумное сердце — это квинтэссенция человеческого естества.
***
В человеке никогда не умирает человек, потому что в нём неуничтожим образ Творца. А поэтому и человек является творцом, «автором» того, что он создает и совершает.
***
Человек человеку — брат и сестра. И каждый имеет своё лицо, свою индивидуальность. Само сознание личности, индивидуальности, казалось бы, должно способствовать разделению. Но — нет! Это должно привести нас к сознанию того, насколько же премудро устроен этот мир и человеческий род, что ни один человек не повторим. А если эта личность неповторима, — то какова же её ценность! И как можем мы эту неповторимую личность оскорбить, убить, просто не обратить внимания...
***
Преодолеть грех — значит разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к самоотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое даровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща.
***
Милосердие и благотворительность — это не услуга, не функция и не чреда социальных проектов. Милосердие и благотворительность — это встречное двустороннее движение сердец, которое происходит лишь при условии взаимности братской христианской любви и обоюдной жертвенности друг ради друга. Принимая, мы должны уметь благотворить своим благотворителям, по слову святого апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8).
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Смысл существования человека — в том, чтобы превзойти свое «человечество» и стать человеком через общение с премирным Богом.
***
Призванием человека от его грехопадения вплоть до сего дня была и остается покаянная забота об уменьшении страдания земли за грехи рода людского. Если древние говорили: «Познай себя — и ты познаешь весь мир», то мы вправе осмыслить это изречение по-христиански: «Исправь себя — и ты послужишь исправлению среды, которая тебя окружает».
Если человек со всей ответственностью сознаёт себя носителем образа и подобия Божия, то он на деле становится хранителем того, что сотворил Господь. И тогда цельность его личности обусловливает равновесие в окружающей его природе.
***
Мы призваны и обязаны учиться понимать других, то есть «для всех сделаться всем» (см. I Кор. 9: 22), чтобы суметь найти в Библии, в Евангелии Христовом, в истории нашей Церкви и нашего Отечества, в личном духовном опыте ответ на любой вопрос человека и на любой вызов времени.
***
«Не бойся, малое стадо» (Лк. 12: 32), — сказал Спаситель и этим дал понять, что в обществе мы всегда будем оставаться в меньшинстве и не должны стремиться стать большинством любой ценой. Только будем со Христом! «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33), — сказал Спаситель. Нужно одно — быть преданным Христу и не бояться смущений.
***
Христос нам заповедал радоваться, потому что мзда наша «многа на небесех» (Мф. 5: 12). И все наши житейские заботы, скорби, болезни душевные и телесные, — всё это земное, и оно здесь и останется. Всё это для того, чтобы вы нравственно укреплялись, совершенствовались, перенося груз страданий. Всё это ради Царства Небесного. Ведь мы же не возьмем туда ничего земного. И скорбей не возьмем. Возьмем только добрые дела. Вот наше богатство!
***
Божественное наследие неотделимо от чаши, которую необходимо принять и испить. Эта чаша триедина, ибо прообразована евангельскими событиями Тайной вечери, Гефсиманского моления и Голгофских страданий. Мы не призваны к выбору одной из них. Мы призваны принять и радость Евхаристии в Сионской горнице, и смертельную скорбь в саду на Елеонской горе, и Божественную Кровь, пролитую распинателями.
О ВЕРЕ
Вера в Бога и тоска по торжеству Его Закона составляет неотъемлемый метафизический элемент человеческого бытия, она экзистенциально укоренена в глубине нашего существа.
***
Мне кажется, что доверчивая вера Богу призвана сосредотачиваться в человеческом сердце как твердость знания. Когда Символ христианской веры становится смыслом всех иных знаний, которые обретают в нём свою перспективу, тогда человек плодоносит делами веры и благим ведением, оправдывая слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).
***
На чудо надеются те, кому недостаёт веры. Вера — это труд, порою столь тяжкий, что называется подвигом. В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 20). Самое большое чудо, которое всегда перед глазами человека, но которое нужно уметь различить в суете мира, — это личная встреча с Богом. Это воистину чудо из чудес, которое способно преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого. А чудеса из области сказок суть не более чем грёзы: они так же отличаются от чудес веры, как детская игра в куклы от настоящей семейной жизни.
ОБ ЭТАПАХ ЖИЗНИ
По своей природе молодость ищет свободы… Хотя порою и не всегда представляет, в чем же она состоит. Но для нас, христиан, нет тайны в этом вопросе и не может быть блужданий на этом пути! Ведь эту стезю жизни проложил для рода человеческого Сам Христос Спаситель, Который сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31-32).
***
Есть такое выражение в святоотеческой и житийной литературе: «твёрдо стоять в вере». То есть молодому человеку, а также его родителям следует стараться сызмальства утвердить в душе незыблемый духовный стержень, вокруг которого формируется личность, — начиная от характера и вкусов человека и заканчивая его пониманием таких явлений, как верность и честь, любовь и дружба, принципиальность и терпимость. Иными словами, у каждого человека должно быть внутреннее обоснование ответов на вопросы: ради чего он живёт и за что он готов отдать свою жизнь. Тот, кто затрудняется ответить на них, стоит на месте в своём личностном и духовном развитии… Духовное движение по своему направлению крестообразно — вверх, от земли к небу, и в стороны, от сердца к сердцу.
***
«Не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется, — утверждает премудрый Екклесиаст, сын Псалмопевца. — Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем. 4: 9). Признаюсь, я не только всегда помню наставления своих родителей, но и по сей день стараюсь учиться чистоте сердца и у детей, и у простых людей, и у малых мира сего, ибо все мы в свое время становимся спутниками на стезях нашего жизненного странствования.
О СЕМЬЕ
Любовь — это подвиг. Когда в Церкви совершается Таинство Браковенчания, Церковь поёт: «Святые мученики!» А почему? Потому что жизнь мужа и жены, молодых, неопытных, юных сердец, увлечённых друг другом, рассматривается как подвиг.
Это подвиг, дорогие мои! И потому научитесь хранить возникшее между вами чувство любви всю жизнь. Научитесь уступать друг другу. Брак — это не праздник и не прогулка по жизни! Это подвиг, который в Таинстве Брака венчается царскими венцами во образ будущего Божественного воздаяния. Кто этот подвиг осуществит и пройдёт всю жизнь в паре с любимым и любящим супругом, принося в жертву своё себялюбие ради единства и любви, — тот венчается Богом венцом истинным вовеки.
***
Разводятся не только молодые, но подчас и люди преклонного возраста, и не только те, у кого нет достойного жилья или достаточных финансовых средств, но и «богатые и знаменитые». Ответ на вопрос «почему?» кроется в сердцах людей, и он столь же многообразен, сколь многообразны человеческие судьбы.
Что же делать? Вспомнить о чести и славе. Да-да! О тех самых дарах, которые во время церковного Таинства Венчания священнослужитель испрашивает для новобрачных у Бога: «Славой и честью венчай их!»
Не скрою, мне приходится рассматривать прошения о снятии церковного благословения с брака, когда супруги разводятся. Это очень прискорбная тема, потому что речь идёт о несоблюдении той чести и о расточении той славы, которую Бог, несомненно, дал им во время совершения Таинства.
Если бы мы действительно помнили, что каждый человек — это образ и подобие Бога, как бы мы были осторожны в словах и чувствах! Как больше бы заботились друг о друге, как боялись оскорбить Бога, уничижая другого человека!
Поверьте, это не риторические восклицания... Как же найти выход?
Помнить о чести и не пренебрегать славой любящего и любимого человека.
Ведь и … псалмопевец Давид, и его сын, премудрый Екклесиаст, говорили, что «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110: 10; Притч. 1: 7; 9: 10). И этот страх — отнюдь не панический ужас перед возможным наказанием, но именно опасение оскорбить Бога, страх перед возможностью вольно или невольно оттолкнуть Творца, отстранить Его хранящую десницу и остаться наедине со своими грехами и со смертью…
О СОВРЕМЕННОМ ВРЕМЕНИ
Господь наш Иисус Христос назвал Своих учеников и последователей «солью земли» (Мф. 5: 13). Важно, чтобы в наши дни христиане на уровне своих семей, общин, Церквей постоянно помнили о своём призвании свидетельствовать истины Христовы жизнью и делами своими. Эта их активность и способна придавать соответствующий «вкус» современному миру и способствовать его преображению.
***
Богословие не является «внутренним делом» Церкви. Оно призвано отвечать на вопросы и вызовы современности, обращаясь к живому человеку, учитывая его идеалы и сомнения, его интеллектуальные поиски и духовные потребности. Богословие по существу своему антропологично, потому что его адресатом является человек.
***
Если душа тянется к духовному, если тело обуздано духом, тогда и сам человек, и создаваемая им культура просветляются и навечно остаются яркими звездами на темном небосклоне.
Человек одновременно является и творцом и творением культуры, и потому его личная духовность или бездуховность могут служить определением исторического качества времени, в котором он живет.
***
Христианское вероучение всегда противопоставляло дикому облику национализма подлинный патриотизм. Эти два понятия не имеют ничего общего между собой! Если национализм не хочет знать братства между людьми, стремится к преобладанию над другими и приводит к худшим формам деспотии, то патриотизм, требуя от человека любви к Родине и своему народу, никогда не отвергает достоинства других наций и ценности их культур. Человек, проникнутый чувством патриотизма, с любовью и уважением относится к достижениям других народов. Для него необходимость сотрудничества, доверия и взаимообщения с людьми других национальностей становится жизненной потребностью.
***
Одной из главнейших причин тех трагедий, которые постигли народы Европы в ХХ веке, была именно эта, произнесенная и записанная в Священном Писании три с четвертью тысячелетия назад, — «надмилось сердце твое, и забыл ты… Бога» (ср.: Втор. 8: 14).
***
Хотелось бы напомнить нашему времени, сменившему так много ценностных ориентаций, о великой триаде христианских ценностей: о вере, о надежде и о любви.
Они пребывают в чудесной гармонии, и каждая поддерживает другую. В самом деле: если ты больше не любишь и не надеешься — то разве всё еще веришь? Если не веришь и не надеешься — то можешь ли любить? И если не любишь и не веришь — то на что надеешься?
По материалам книги «Мысли сердца»
(Издательство Свято-Елисаветинского монастыря города Минска, 2010 год).