- Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси
- Путь служения
- Мысли сердца
- В послушании преданный
- Фотогалерея
- Для всех быть всем
- История Белорусской Церкви
- Распространение христианства и учреждение первых епархий
- Православная Церковь и великие князья Литовские
- Разделение митрополий и последующие события 15 - первой половины 16 века. Попытки навязать унию
- Заключение унии. Церковь вне закона
- Восстановление православной иерархии
- Положение Церкви в конце 17 века и после Замойского собора 1720 года. Исповедническая деятельность святителя Георгия (Конисского)
- Воссоединение униатского духовенства на Полоцком церковном соборе и другие события 19 – начала 20 вв.
- Положение Церкви в 20-х – начале 40-х годов 20 века
- Под немецкой оккупацией в 1941–1944 годах
- Послевоенное восстановление и новые гонения
- Белорусская Православная Церковь в конце 20 – начале 21 столетий
- Жизнь и труды митрополита Иосифа (Семашко)
- Бобруйская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Борисовская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Брестская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Витебская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гомельская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Гродненская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Лидская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Минская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- Журнал «Ведомости Минской митрополии»
- История
- Могилевская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Молодечненская епархия
- Епархиальное управлениe
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Новогрудская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Пинская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Полоцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Слуцкая епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
- Туровская епархия
- Епархиальное управление
- Епархиальные отделы и комиссии
- История
Православная Церковь и великие князья Литовские
В кон. 12 – нач. 13 вв. заметную активность начинает проявлять Литва, в своих набегах на Волынскую, Смоленскую, Псковскую земли, беспрепятственно проходившая Западную Русь. Мелкие и слабые княжения Полоцкой и Туровской земель оказались бессильны противостоять ее вторжениям, и, вероятно, пропускали Литву через свои территории, с тем условием, чтобы она грабила больше их соседей, оставляя в покое Западную Русь.
Положение западнорусских земель еще более осложнилось после нашествия на Северо-Восточную и Южную Русь татаро-монгол (1237 – 1240 гг. ), превратившихся в реальную угрозу и для предков белорусов. Их нашествие совпало по времени с объединением в единый Ливонский орден (1237 г.) двух, ранее утвердившихся в Прибалтике, немецких орденов: Меченосцев (1202 г.) и Тевтонов (1230 г.), вскоре обрушившихся всей своей военной мощью на литовцев и Западную Русь.
Страшная угроза со стороны татаро-монгол и немцев вызвала образование в середине 13 ст. в Верхнем Понеманье нового государства: Великого княжества Литовского, которое выступило в качестве организационного центра в борьбе с новыми врагами, смертельно опасными для Литвы и Западной Руси. Столицей этого государства стал Новогрудок. Первоначально в границы ВКЛ вошли: Гродно, Волковыск, Слоним, Здитов, расположенные поблизости от Немана. Тогда между литвой и русским населением отмеченного региона сложились отчасти взаимовыгодные отношения: в противостоянии крестоносцам литва была заинтересована в русской помощи, а русские остро нуждались в ней для того, чтобы не попасть под татаро-монгольский гнет. (В.Л. Насевiч. Пачаткi Вялiкага княства Лiтоýскага: падзеi i асобы. Мн., 1993. С. 60).
Такой симбиоз был выгоден с точки зрения чисто политической (в виду внешней опасности), но с точки зрения перспектив дальнейшего развития в Западной Руси церковной жизни он желал много лучшего. Сразу же, выйдя на первые роли в новом государстве, Великие литовские князья мало заботились о том, как протекала в нем церковная жизнь. Больше для видимости покровительствуя православным подданным (с целью удержания власти), они, как показало развитие событий в последующем, проводили политику далекую от интересов Церкви.
Следует отметить, что в основном, вплоть до Ягайло (1377 – 1434 гг.), Великие князья Литовские держались язычества. Ярким примером тому может служить Миндовг (ок. 1230 – 1263 гг.) Если верить сообщению Густынской летописи (17 в.), в 1246 г. в Новогрудке он принял “веру христианскую от востока со многими своими бояры” (Макарий. Т.III. С. 82), руководствуясь при этом исключительно политическими соображениями, в основе которых лежало его стремление вокняжиться в древнерусском Новогрудке. После того, как соперник Миндовга литовский князь Товтивилл (+ 1263) сидевший в Полоцке, прибыл в Ригу и перешел там в латинство, напуганный угрозой, исходившей от Ливонского ордена, Миндовг в 1252 г. также обращается в римо-католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев, в 1260 г. он возвращается в язычество, которого по существу никогда не оставлял. Подобные “шатания” не могли оказывать благоприятное воздействие на состояние церковной жизни в ВКЛ.
Иначе вел себя сын Миндовга -- Войшелк (1264 – 1268 гг.), к сожалению, княживший не долго. По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить, неудавшееся правда, паломничество на Святую гору (вероятно Афон). Вернувшись из паломничества, Войшелк основал “на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ” монастырь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим монастырем была Св. Успенская Лавришевская обитель, открытая в 13 ст. (Н.Н. Улащик. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М., 1985. С. 168). С конца 13 – нач. 14 в. сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос, представляющее собою наиболее изученный памятник ранней западнорусской письменности. Со смертью Войшелка (1268 г.), в Литве и западнорусских землях возросла политическая нестабильность. В 1270 – 1282 гг. в Новогрудке княжил Тройден. В 1274 г. войско Тройдена захватило в первый день Св. Пасхи г. Дрогичин “и перебили там всех от мала до велика”. В отместку за это, в 70-е гг. 13 ст., в направлении Новогрудка, по почину галицко-волынских князей, было осуществлено несколько татарских вторжений, которые несли разорение местному обществу.
Занимавшие великокняжеский стол после Миндовга и Тройдена: Витень (1293 – 1316 гг.), Гедимин (1316 – 1341 гг.), Ольгерд (1345 – 1377 гг.), Кейстут (+ 1381 г.), как и подавляющее большинство их соплеменников, оставались приверженцами идолопоклонничества. Об этом хорошо были осведомлены в соседней с ВКЛ Московской Руси. Поэтому не случайно один из великих князей Явнут (1342 – 1345 гг.), свергнутый с престола братьями: Ольгердом и Кейстутом, бежав в Москву, принял там святое крещение с именем Иоанн. Крестилась и прибывшая с ним дружина.
После разорения в 1240 году Киева татаро-монголами, митрополиты Киевские вынуждены были покинуть западно-русские земли и вместе с этим свой кафедральный город, и поселиться в относительно безопасном месте в северо- восточной Руси. Первоначально это были города Владимир-на-Клязьме, Переяславль- Залесский а затем – Москва.
Окончательно митрополичья кафедра в Москве, при поддержке Великого князя Московского Ивана Калиты, была утверждена в начале 14 века при митрополите Петре. Святителем Петром в качестве кафедрального храма был заложен и частично им построен в пределах Московского кремля Успенский собор. Пребывая в Москве, митрополиты продолжали сохранять свой древний канонический титул: «Киевский и всея Руси». Это обстоятельство вызывало недовольство у Великих князей Литовских,
Начиная с Гедимина Великие князья Литовские, враждуя с Московским княжеством и проживавшими в его пределах киевскими митрополитами, предпринимали попытки устроить в своем государстве особую митрополию с центром в Новогрудке. Около 1317 года Гедимину удалось добиться перед Константинополем поставления в Новогрудок митрополита Феофила. Под его управление, кроме Полоцкой епархии, перешли обширные территории, входившие ранее в состав Туровской кафедры. Эти территории получили статус митрополичьих. В 1330 году Феофил умер и Литовско-новоградская митрополия, как ее иногда называют в литературе, временно прекратила свое существование.
В 1347 г. в истории ВКЛ произошло событие, потрясшее многих современников. В Вильно мученическую смерть от язычников приняли Нежило, Кумец и Круглец, во святом крещении: Антоний, Иоанн и Евстафий. Их умертвили по настоянию языческих жрецов за то, что они, служа при дворе Вел. кн. Ольгерда, не пожелали отречься от веры православной. Это событие убедительно свидетельствует о том, насколько сильны были проязыческие настроения в Вильно, ставшем к тому времени столицей ВКЛ. Потворствуя этим настроениям, Ольгерд, как и его предшественники на великокняжеском престоле, решительно противился обращению литовцев в православие. Заслуживает внимания тот факт, что канонизация виленских мучеников совершилась не в ВКЛ, а за его пределами не позднее 1374 г. по благословению Константинопольского Патриарха Филофея Коккина (1353 – 1354; 1364 – 1376). Их житие было “… писано либо на юге славянства, либо у греков, скорее среди последних… Тогда же, и там же была составлена и служба мученикам” (М.Н. Сперанский. Сербское житие литовских мучеников. М., 1909. С. 19).
Вскоре после канонизации Виленских мучеников Патриарх Филофей прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с частицей мощей этих святых. В кон. 60 – нач. 70-х гг. 14 ст. на месте кончины Антония, Иоанна и Евстафия была построена церковь Святой Троицы.
Попытки создания особой митрополии в границах ВКЛ продолжились и после Гедимина. В 1352 г. Великий князь Ольгерд отправил в Константинополь своего ставленника Феодорита с просьбой посвятить его в митрополиты. Последний, однако, не получил искомого сана. На обратном пути Феодорит заехал в Тырново, где в нарушение канонов, принял посвящение в митрополиты от болгарского патриарха. Вернувшись в ВКЛ, он около двух лет управлял западнорусскими епархиями, затем был низложен и отлучен от Церкви.
В 1354 г. Ольгерд сумел договориться с Константинополем о поставлении в митрополиты “на землю Литовскую и Волынскую” Романа (+ 1362), родом тверитянина. При этом, Киев должен был остаться под властью, проживавшего в Москве, митрополита Алексия (1354 – 1378 гг.). Такое положение дел не устраивало Романа, и он вознамерился подчинить Киев себе, а вместе с ним Тверскую и Брянскую епархии. Из-за этого в русской возникли многие нестроения. Следуя в фарватере политики, которую в борьбе за объединение русских земель проводили Литва и Москва, оба митрополита, и Роман, и св. Алексий, стремились в дальнейшем объять своей юрисдикцией всю Русь, что, естественно, вызывало конфликты. Со смертью Романа (1362 г.) особая митрополия в ВКЛ вновь была упразднена и западнорусские епархии отошли под омофор святителя Алексия, но по причине враждебного отношения со стороны Ольгерда, он не мог их окормлять.
Ко времени княжения Ольгерда относится построение в Вильно нескольких православных храмов. Заслуга их возведения принадлежала женам этого князя: Марии Витебской и Юлиании Тверской. На средства Марии была построена Пятницкая церковь – первый православный каменный храм Вильно. Старанием второй жены Ольгерда Иулиании в столице ВКЛ выстроили Николаевскую церковь и кафедральный Пречистенский собор.
С именем Ольгерда предание связывает появление в Вильно Остробрамской чудотворной иконы Божией Матери, привезенной им из военного похода 1362 г., направленного против татар. И сегодня эта икона является святыней православного мира, хотя и пребывает в стенах католического храма в Вильнюсе.
В 1375 г., еще при жизни святителя Алексия (+ 1378), на Киевскую митрополию был посвящен болгарский монах Киприан (+ 1406), горячий приверженец исихастской духовности. Его поставление на занятую кафедру объяснялось тем, что святитель Алексий упорно не допускался Ольгердом в пределы ВКЛ, , так что церковная жизнь там пришла в состояние расстройства.
Вскоре, приехав в Литву, Киприан в письме к преподобному Сергию Радонежскому следующим образом описал увиденное им: “Аще был есмь в Литве, много христиан горькаго пленениа освободил есмь, мнози от ненавидящих Бога познали нами истинного Бога и к православной вере святым крещением пришли. Церкви святые ставил есмь, христианство утвердил есмь… Новый Городок Литовский давно отпал, и яз его оправил” (прот. Иоанн Мейндорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 541).
В 1377 Вел князем Литовским стал Ягайло Ольгердович (+ 1434). Приняв римо-католицизм и украсив себя в 1386 г. польской короной, Ягайло пошел на заключение Кревской династической унии с Польшей.
По условиям Кревской унии все литовцы-язычники должны были перейти в римо-католичество, им запрещалось вступать в браки с православными. В 1387 г. в Вильно была учреждена римо-католическая кафедра, пользовавшая покровительством Великих князей Литовских, ее юрисдикция распространялась не только на земли Литвы, но и на территорию Западной Руси.
С 1390 г. митрополит Киприан окончательно обосновался в Москве, но и после этого он не перестал посещать западнорусские епархии. Ему удалось наладить более – менее добрые отношения с польским королем Ягайло и Великим князем Литовским Витовтом Кейстутовичем (1392 – 1430 гг.). В 1395 /96 и 1404/06 гг. митрополит Киприан приезжал в Литву.
После смерти Киприана (+ 1406 г.) Великий князь Витовт в стремлении возвести на Киевскую митрополию своего кандидата, отправил в Константинополь полоцкого архиепископа Феодосия, который, однако, не получил посвящения в митрополиты. Вместо него на Киевскую кафедру был возведен Фотий (1408 – 1431 гг.), что Витовт воспринял с большим неудовольствием.
Проживая в Северо-Восточной Руси, митрополит Фотий старался посещать западнорусские епархии..
В конце XIV в. Витовт ликвидировал в ВКЛ ряд удельных княжеств, преобразовав их в наместничества, что имело негативные последствия для Православной Церкви, так как областные князья из рода Гедиминовичей и Ольгердовичей, сидевшие в русских землях, благосклонно относились к церковным нуждам, являлись основателями новых храмов и монастырей. Так князь Симеон—Лугвений Ольгердович († 1399) основал недалеко от Мстиславля Успенский и Онуфриевский мон-ри. Князь Андрей Полоцкий († 1399) дал жалованную грамоту Св.-Троицкой обители, располагавшейся за р. Полотою. Его сын князь Михаил Андреевич († 1385) основал в полоцком замке Петровский мон-рь.
В 1413 г. Витовт совместно с Ягайло издал Городельский привилей, декларировавший, что только католики могут занимать в ВКЛ высшие гос. должности, пользоваться имущественными льготами и иметь личные родовые гербы. После 1413 г. на всех видных административных постах ВКЛ источники указывают знатных литовских бояр-католиков, в том числе ставших наместниками в исконно русских городах (Полоцке, Витебске, Гродно и др.) и оттеснивших прежних областных князей. В 1414 г. между митрополитом Фотием и Витовтом произошло резкое столкновение из-за конфессиональной политики Великого князя и его конфессиональной беспринципности. По началу Витовт исповедовал Православие (в 1384 жертвовал земли трокскому в честь Рождества Богородицы мон-рю), в 1385 г. перешел в католичество, затем, поссорившись с Ягайло, вернулся в Православие, а после примирения с Ягайло, в 1392 г. вновь обратился в латинство. Витовт запретил митрополиту посещать ВКЛ, конфисковал принадлежавшие ему земли и передал их в пользование литовским боярам. В документах, исходивших в то время от Ягайло и Витовта, христианами назывались только католики, православные храмы именовались синагогами. Витовт запретил строительство новых и ремонт старых правосл. храмов на гос. землях. Однако, по-видимому, это запрет действовал лишь на территории «Литвы» (к западу от реки Березины) и в столице ВКЛ Вильно.
Вознамерившись возобновить в ВКЛ митрополию, Витовт в 1415 г. собрал в Новогрудке 8 правосл. епископов, управлявших епархиями на подвластных ему территориях, в т. ч. Феодосия Полоцкого и Евфимия Туровского, и потребовал от них избрать независимого от Москвы митрополита. Осудив митрополита Фотия за то, что он недостаточно часто, по мнению епископов, посещал епархии ВКЛ, и сославшись на пример поставления в митрополиты Климента Смолятича Собором епископов, владыки «возвели» в Киевские митрополиты архимандрита Григория (Цамблака; † 1419). В планы Витовта и Григория входило максимальное расширение пределов Западнорусской митрополии вплоть до объединения под ее властью всех русских земель. В этом же году Григорий по требованию Витовта посетил Констанцкий Собор, где среди прочего обсуждалась возможность унии между православной и католической церквами. В 1418 году Римский папа Мартин V, планируя экспансию католицизма на восток, назначил Ягайло и Витовта викариями католической Церкви для Новгорода и Пскова.
После смерти Григория Витовт вынужден был вновь признать полномочия митрополита Фотия, который не преминул этим воспользоваться. В 1420 г. он прибыл в Новогрудок, затем посетил Киев, Мозырь, Слуцк, Вильно, Борисов, Друцк, Мстиславль, Смоленск. В 1423 и 1427 гг. Фотий вновь приезжал в западнорусские епархии.
В 1430 г. великий князь Витовт скончался. Использовав недовольство правосл. знати ВКЛ, ущемленной в правах дискриминационными положениями Кревской унии и Городельского привелея, на великокняжеский стол взошел Свидригайло Ольгердович (1430–1432). Его правление было коротким, однако имело одно важное последствие. В 1-ой пол. 30-х гг. XV в. православные князья и бояре сумели добиться распространения на себя тех же имущественных, а отчасти и сословных прав, которыми до этого пользовались только католики. Частичное уравнение в правах тех и других было оформлено привелеями 1432 и 1434 гг. Первый издал Ягайло, второй — князь Сигизмунд Кейстутович (1432–1440), с помощью поляков свергнувший Свидригайло с Виленского великокняжеского стола. Свидригайло в 1432 г. бежал в Полоцк, «русские» земли ВКЛ его поддержали, и на нек-рое время ВКЛ раскололось на 2 великих княжества: Литовское (во главе с Сигизмундом) и Русское (под началом Свидригайло). Свидригайло в конечном итоге потерпел поражение от Сигизмунда, сумевшего заручиться поддержкой многих православных князей и бояр. После победы над Свидригайло он издал привилей, частично уравнивавший православных с католиками. Лишь одно очень важное положение Городельского привелея — право занимать высшие государственные должности — не было распространено на православных.
В 1435 году митрополитом Киевским и всея Руси в Константинополе был поставлен грек Исидор († 1463), на Ферраро-Флорентийском соборе (1439) активно выступивший за подчинение Православной Церкви Римским папам. На пути из Флоренции в Москву, Исидор в течение 1440 г. беспрепятственно разъезжал по землям ВКЛ, проповедуя унию. В августе того же года, посетив Вильно, он столкнулся с неприязненным отношением к унии со стороны местного католичиского духовенства, считавшего, что папа Евгений IV на Флорентийском соборе сделал слишком большие уступки православным. По приезде в Москву, Исидор был заточен в Чудовом монастыре. Бежав из него, он вновь оказался в ВКЛ, побывал в Новогрудке и др. местах, однако его проповедь унии не имела успеха, и Исидор удалился в Италию.
В 1448 г. Собором епископов Северо-Восточной Руси, осудивших греч. Церковь за заключение Флорентийской унии, в митрополиты Киевские был возведен Рязанский святитель Иона († 1461). В 1451 г. святитель Иона был признан польским королем Казимиром Ягеллончиком (1440–1492), который являлся также Великим князем Литовским. Специальной грамотой он разрешил святителю Ионе управлять православными епархиями в западнорусских землях. В продолжение последующих 8 лет святитель Иона был единым митрополитом и для Московской, и для Литовской Руси. Ситуация изменилась в 1458 г., когда под влиянием ухудшения отношений с Москвой, Казимир лишил митрополита Иону права управления западнорусскими епархиями и принял на его место присланного из Рима униатского митрополита Григория Болгарина († 1472 или 1473), ученика Исидора.